Зарабатывай с нами! Не оставляя основного места работы или учебы!!
Первый раз в первый класс (физиологическая адаптация)
Автор: Г.С. Коротаева
Добавлено: 2010-08-29
Первый раз в первый класс (физиологическая адаптация)
Теплое лето позади, тетради, книжки и форма куплены, ранцы собраны – остались считанные деньки до 1 сентября. А это означает, что детскому организму в срочном порядке придется адаптироваться к новому учебному распорядку, физическим и психологическим нагрузкам. Особенно сложной эта задача покажется деткам, которые пойдут в школу впервые.
Понятно, что ребенок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам, но причем здесь физиология спросите вы...
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация.
Особенностью детского организма является постоянный и непрерывный процесс познания окружающего мира. Мозг ребенка, его психика поглощают огромный объем информации. И всю эту информацию нужно усвоить, впитать, разложить по полочкам. Колоссальный труд! И к тому же - огромный стресс!
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.
Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь?Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Что же делать, чтобы не допустить стресса и осенних детских болезней?
Лучшая защита - это профилактика. Рассмотрим план действий.
Витамины и БАДы
Наиважнейшее значение приобретает поддержка здоровья детей в первые месяцы учебы. Витамины и БАДы действительно полезны в этот период, особенно важны продукты функционального питания, обладающие адаптогенными свойствами и фито-формулы, способные в короткие сроки поднять иммунитет, усиленно подпитать все органы и системы организма.
Коллоидная формула "Фо Кидз" обеспечивает комплексную многоплановую поддержку организма ребенка: укрепляет его иммунитет, повышает устойчивость к неблагоприятным факторам, способствует уменьшению воспалительных явлений, способствует правильному росту и развитию ребенка.
Ребенок волнуется
Последние дни перед 1 сентября и начало учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики. Это кажется совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не менее откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Чистоплотная девочка запросто может перестать умываться на ночь, а вот грязнуля, наоборот, вдруг начинает мыться "по утрам и вечерам", а то и в середине дня.
Все это - следствие волнения и стресса, которые испытывает ребенок.
Понятно, что серьезные жизненные перемены – это стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Но ребеночек еще маленький, ему они даются тяжелее. На помощь придут, те самые адаптогены - необходимая защита от факторов агрессии окружающей среды.
Продленка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней тяжело. Если есть хоть малейшая возможность, постарайтесь избежать ее. Понятно, что большинство родителей работает, и далеко не у всех деток есть бабушки и дедушки, готовые подставить плечо в этот труднейший момент. Однако из любого положения есть выход. И не всегда этот выход - продленный день.
После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! - вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.
Физкультура!
Говорят, что мышцы человека за последние сто лет стали получать нагрузку в сто восемьдесят раз меньшую, чем прежде. А от их деятельности напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по тридцать минут поиграть, например, в футбол - и в мозгу человека возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению.
С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым.
В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа), причем это должны быть именно подвижные игры.
Пара слов о зрении
Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но следует помнить, что при неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно. Поэтому родители должны держать руку на пульсе и постоянно следить за зрением своего первоклашки.
Совершенно не повредит добавить в рацион ребенка витамин А, например, это может быть продукт функционального питания - вкусные драже Пантошка с витамином А
Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей.
Школа, к сожалению, тоже нередко вносит вклад в ухудшение детского зрения. Сплошь и рядом освещение в школах недостаточное. Так что не сочтите за труд, обязательно наведайтесь в класс и посмотрите, все ли лампы горят, не мигают ли они. И если увидите, что что-то не в порядке, вместе с другими родителями примите меры - купите лампы, замените неисправные, отремонтируйте. Это же ваш ребенок сидит при плохом освещении по четыре часа в день!
Позаботьтесь о здорвье своего ребенка, помогите ему адаптироваться к школе и началу учебного года!